Содержание:
Выполняя приказ Петра Первого, который, ввиду смерти самого великого из царей, стал, скорее, завещанием, первая русская морская исследовательская экспедиция отправилась по нехоженым тропам Сибири на Дальний Восток. Ей предстояло открыть Америку заново, со стороны Азии, убеждаясь в существовании пролива между континентами. Начавшись в 1725 году, экспедиция продолжалась 5 лет, из которых первые три года первопроходцы в жесточайших условиях прокладывали себе путь через непосещаемые ранее человеком бесконечные просторы Сибири. Им удалось буквально дотащить на своих плечах якоря, снасти и другие необходимые вещи, чтобы на неизведанном побережье построить корабль, на котором и предстояло путешествовать.
Корабль, построенный в 1728 году, наименовали «Св. Гавриил». Экспедиция Витуса Беринга, получившая название Первой Камчатской, сумела обнаружить пролив между материками, однако достичь американского континента им пока так и не удалось.В 1730 году, после получения полного отчета от Витуса Беринга, в Адмиралтействе в Петербурге все закипело. Опытные моряки понимали, что от Камчатки до Америки, вероятно, «рукой подать».
Американского континента необходимо достичь, исследовать побережье, возможно, начать торговлю с местными жителями. Из описания Алексеем Чириковым пространств Сибири следовало, что тысячи верст новых территорий богаты полезными ископаемыми. Нужно начинать разработки железной руды и соли, протяженные пустые пространства предоставляют возможность засеять обширные площади хлебом… Впрочем, идей и предложений было превеликое множество. О том, что Сибирь огромна, было известно и раньше. Пожалуй, над тем, до какой же степени она огромна и что из этого следует, серьезно задумываться стали только сейчас.
Витус Беринг, как и ранее, только капитан, выразил готовность отправиться во вторую экспедицию. В 1733 году экспедиция была назначена. Снова с Берингом были его проверенные помощники — Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. Теперь прикомандировали первопроходцам и группу научных работников. На этот раз задачи были значительно расширены: необходимо было достичь американского континента и открыть, наконец, Америку со стороны Азии. Путешественникам также было поручено исследовать сибирские берега Ледовитого океана, описать народы, населявшие Сибирь, и точно установить, далеко ли от Камчатки до Японии.
Сам Витус Беринг при подготовке к экспедиции проявил себя как человек посвященный, деятельный и полный рациональных предложений. Правда, как отмечают современники, все идеи Беринга носили сугубо практический характер. В начале 1734 года вся экспедиция во главе с Берингом собралась в Тобольске. Приготовления были настолько серьезными, а столица так далеко, что только в сентябре 1740 года Витус Беринг отплыл из Охотска на Камчатку.
Новые поиски
Первые морские поиски и исследования начались в 1741 году, через восемь лет после отъезда из Петербурга. На этот раз путешественники плыли на двух, специально построенных ими для этого предприятия, судах «Святой Петр» и «Святой Павел». Корабли построили на Камчатке, на восточном берегу полуострова, у Авачинской губы. Там моряки открыли очень удобную гавань, которую и назвали в честь своих кораблей — Петропавловской.
Открытие происходило за открытием, но достичь берегов Америки никак не удавалосьПришлось пережить и совершенно излишнее приключение, из-за которого впоследствии погибла часть команды. На многих картах 18 века, в том числе и картах, которыми пользовался Беринг, на юго-восток от Камчатки располагался крупный остров, называемый «Землей Жуана-да-Гама». Исследователям пришлось истратить немало бесценных летних дней, чтобы доказать, что этого острова не существует.
20 июня 1741 года, при возвращении из бесполезного поиска придуманной «земли» во время сильного шторма корабли «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга и «Святой Павел» под командованием Алексея Чирикова были разлучены навсегда налетевшим шквалом. Трехдневные взаимные поиски не дали никаких результатов. Далее каждый из кораблей уже должен был искать Америку самостоятельно.
Два открытия Америки
17 июля 1741 года, почти месяц после потери из виду второго судна, перед больной и измученной командой «Святого Петра» наконец появились неясные очертания берегов. Пейзаж был просто сказочным: перед путешественниками показались поражающие красотой и безмолвием снеговые горы, названные впоследствии хребтом Святого Ильи, который увенчивался одноименной вершиной. Можно сказать, что экспедиция Витуса Беринга, как будто во имя высшей справедливости увидела Америку, которую предстояло исследовать последующим поколениям, в самом величественном месте. По сегодняшним данным гора Святого Ильи является одной из самых высоких точек Северной Америки, а ее высота достигает 5488 метров.На корабле началось оживление.
Те из команды, кто еще не лежал скошенный цингой, громогласно поздравляли Витуса Беринга с великим географическим открытием. В это время мужественному первопроходцу уже было 60 лет и он уже был в чине капитан-командора. Витус Беринг, по свидетельству очевидцев, не показал радости или восторга. Уже давно болевший цингой в самой тяжелой форме, он только невероятными усилиями воли заставлял себя выполнять государев приказ. Более половины команды была в таком же состоянии. Вместо идей о новых возможностях в исследовании открытой им земли, он с тревогой раздумывал, как суметь вернуться на Камчатку перед началом зимы, имея в распоряжении только несколько еще твердо стоявших на ногах членов экипажа.«Святой Павел» под командованием Алексея Чирикова. как оказалось, достиг берегов Америки на полтора дня раньше, в ночь с 15 на 16 июля. Как считают современные исследователи, это была береговая линия где-то в районе сегодняшнего острова Принца Уэльского.
Капитан Чириков выслал на берег на разведку группу из 11 хорошо вооруженных людей. Неделю спустя на поиски пропавших без вести отправились еще четверо. Ни один из высадившихся в Америке членов экипажа «Святого Павла» на корабль никогда так и не вернулся. 25 июля, потеряв 15 человек команды, 2 шлюпки и даже не сумев пополнить запасы пресной воды, Чириков принял решение возвращаться на Камчатку. На обратном пути, проведя целый ряд новых исследований, из которых наиболее замечательно открытие целой серии Алеутских островов, и потеряв еще 6 человек, экспедиции Алексея Чирикова возвратиться все-таки удалось. 10 октября 1741 года «Святой Павел» вернулся в Петропавловскую гавань. Отсюда еще Алексей Чириков совершил исследовательские плавания в следующем 1742 году.
Не без авантюризма
Любопытно, что в рассказах о великих путешественниках наиболее занимательные страницы всегда посвящены смелым бесшабашным людям с авантюристической жилкой, которые «сломя голову бросались в пропасть» и жадно искали приключений. Справедливо или не совсем, но для истории их образы более красочны, чем образы тех героев, которые шли к цели долго, трудно, осторожно и рассудительно.
Именно такой человек и попал в состав Второй Камчатской экспедиции и оказался не где-нибудь, а на «Святом Петре», вместе с Витусом Берингом. Это был естествоиспытатель Георг Стеллер, который стал единственным человеком из всей морской экспедиции (если не считать сопровождавшего его помощника), которому все-таки удалось ступить ногой на так трудно открываемый, в течение жизни целого поколения, континент Америки.В XVIII веке Россия была краем мечты для всех энергичных и предприимчивых людей Западной Европы.
Им Россия представлялась страной, где можно добиться необыкновенной удачи. Бытовало мнение, что именно в России солдаты из западных стран становятся полководцами, а учителя — академиками.Привлекла Россия своими неограниченными возможностями и Георга Стеллера, сына сапожного мастера из Германии, — ребенка, который с детства проявлял исключительные способности в учебе и сумел стать самым лучшим студентом факультета Естественных наук Баварского университета. Степлер был вдохновлен идеей встречи с новыми людьми и исследования природы необъятного края, в котором даже не точно была выяснена отдаленность восточных границ! В 1733 году 25-летний мечтатель-исследователь выехал из Германии в Петербург, как оказалось — навсегда. В России смелый искатель приключений сразу отправился в Академию Наук.
Поскольку в то время все академики были немцы, его приняли радушно и, несмотря на то. что молодой выпускник университета был только специалистом по ботанике, устроили личным врачом к архиерею Новгородскому и Ладожскому Феофану. Однако фанатика-естествоиспытателя манило его призвание.Весной 1737 года Георг Стеллер выехал в Сибирь, чтобы подключиться к экспедиции Беринга. Путь через Сибирь на лошадях, плотах и нартах занял любознательному немцу три с половиной года. Последнюю часть пути из Охотска в Петропавловск Стеллер в сопровождении проводника-якута преодолел на олене и присоединился к группе Беринга как раз перед началом плавания.
У берегов Америки
Основные письменные первоисточники экспедиции Беринга — это подробнейшие записки Алексея Чирикова, носящие исчерпывающий, скорее, энциклопедический характер. Еще более широкий дневник вел Георг Стеллер, в котором можно обнаружить не только потрясающее количество научных исследований, но и литературно-приключенческие очерки о событиях путешествия. Поскольку корабля Алексея Чирикова во время открытия Берингом Америки рядом не было, нам остается только поверить красочной истории Георга Стеллера о его пребывании на неизведанной земле.Когда «Святой Петр» подплыл наконец к американскому берегу, Витус Беринг категорически запретил членам экипажа покидать судно. Как всегда предусмотрительный и очень осторожный, капитан-командор предвидел все возможные опасности, которые могут ожидать его людей на неизведанном берегу — больных и измученных долгим и изматывающим плаваньем в северных водах.
На берег была откомандирована только шлюпка с матросами под руководством штурмана Сафрона Хитрова, которые должны были быстро и оперативно пополнить запасы пресной воды. Георг Стеллер лично просил Беринга отпустить его на берег, хотя бы на несколько часов. Получив категорический отказ капитан-командора, Стеллер самовольно отвязал находящуюся возле борта шлюпку и отправился на берег в обществе своего денщика Саввы Стародубцева. Тяжело болевшему уже несколько недель Витусу Берингу ничего не оставалось, как только вдогонку просить их возвратиться как можно быстрее, добавляя при этом, что факт неповиновения его приказу будет рассматриваться не им лично, а властями в Петербурге. Беглецам также успели выдать две трубы из оркестра, чтобы они на берегу регулярно трубили, извещая о своем местоположении.
Герои американских приключений
Пребывание на американском берегу описано Стеллером в его записках чрезвычайно живо и интересно. Путешественники вошли в вековой лес, где стояли суровые и неприступные кедры и ели. Высокий слой валежника покрывал землю, и казалось, что здесь никогда не ступала нога человека. С каждым шагом ноги проваливались по колено. Около полудня первопроходцы заметили дымок костра. Сначала они подумали, что это группа Хитрова.
Как оказалось позднее, костер был разведен местными жителями, которые при приближении европейцев предусмотрительно спрятались, оставляя свою нехитрую утварь. Возле безхозяйского костра Степлер внимательно изучил и описал найденные предметы. Это были два больших деревянных корыта, в которые была налита еще горячая вода с плавающими в ней кусками оленьего мяса. Ученый так описал процесс приготовления мяса в деревянной «кастрюле» на костре: аборигены сперва нагревали угли на костре докрасна, затем укладывали их в кастрюлю с водой и мясом, и тогда вода закипала. В принципе, этот процесс варки использовался на земле всеми народами, которые еще не знали глиняной посуды. Возле догорающего костра путешественники обнаружили и довольно оригинальную модель огнива, восходящую к образцам первобытного общества.
Продолжая прогулку по лесам и горкам, первопроходцы умудрились провалиться в старательно прикрытый сосновой корой погреб аборигенов, наполненный корзинками с вяленой рыбой и арсеналом стрел, несколько из которых имели медные наконечники.Поразительна и научная активность ученого. Всего за несколько часов на берегу ему удалось собрать и описать более 160 видов неизвестных американских растений.
Стало историческим фактом ярое негодование ученого, когда в своих воспоминаниях он отметил, что на подготовку экспедиции ушло десять лет, а проводить исследования на берегу он мог только 10 часов. «Якобы прибыли мы в Америку только для взятия и отвозу из Америки в Азию американской воды», — писал неудовлетворенный естествоиспытатель. По-своему он был прав. Однако разворачивание дальнейших событий показало правоту Беринга.
Если бы экспедиция задержалась на американском берегу и отплыла обратно хотя бы на несколько дней позже, ни один из участников экспедиции никогда больше не увидел бы родной земли. Начиналась настоящая зима северных широт.
На острове Беринга
Борясь с ураганными встречными ветрами, «Святой Петр» повернул в сторону Камчатки. На пути домой было сделано еще несколько важных открытий: 2 августа обнаружили и нанесли на карту остров Туманный, 4 августа открыли Евдокеевские острова, на небольшом острове возле Аляски впервые встретили местных жителей — «американцев», которых позднее назвали алеутами. Здесь же похоронили и матроса Никиту Шумагина — первую жертву бушевавшей цинги, которая позднее забрала жизни большей части команды и самого капитан-командора.
4 ноября корабль потерпел крушение возле берегов неизвестного маленького скалистого острова. Крушение произошло довольно мягко: высокая волна перебросила судно через скалы в сравнительно спокойную бухту. Никто не пострадал, но корабль был в основном уничтожен. На этом небольшом пустынном острове, состоящем только из льдов и скал, поголовно заболевшей цингой команде предстояло бороться за жизнь. 20 человек умерли в один день, при перевозке с судна на остров: тогда еще никто не знал, каким убийственным может быть морозный свежий воздух для тяжело больных цингой. Остальные — еле передвигались. Хуже всех чувствовал себя капитан-командор.
Люди в песке рыли ямы, прикрывали их лохмотьями парусов и закапывались в землю поглубже, чтобы хоть как-то спрятаться от мороза. Витус Беринг, в отличие от более легких больных, из своей ямы уже выходить был не в силах. Его засыпало землей все больше и больше. Просил не откапывать: так теплее… Люди продолжали умирать. Из 77 моряков, покинувших Петропавловск на «Святом Петре», в живых осталось только 46. Беринг умер последним из всех жертв экспедиции — 6 декабря 1741 года. После смерти капитан-командора больные начали поправляться. На острове, который впоследствии был назван островом Беринга, им предстояло провести всю зиму.
Первопроходцы жгли костры в ямах, охотились на тюленей, отбивались от воровавших у них мясо и рыбу многочисленных назойливых песцов, никогда раньше не видевших и поэтому не боявшихся людей. Принявший теперь командование старший офицер Свен Ваксель разрабатывал с оставшимися в живых планы спасения, а Стеллер, как всегда, занимался исследованиями. Особенно порадовало ученого открытие нового млекопитающего — морской коровы. Новый вид огромного безобидного морского чудовища со страшными челюстями, питавшегося исключительно водорослями, длиной 8 метров и весом 3,5 тонны вошел в науку под названием стеллеровой коровы, но, к сожалению, не сохранился до наших дней.К весне Ваксель решил любой ценой построить из обломков «Святого Петра» небольшой бот и направиться к берегам Камчатки.
Оказалось, что не осталось в живых ни одного специалиста-судостроителя и ни одного корабельного плотника. Руководил постройкой нового корабля красноярский казак Савва Стародубцев, который раньше был простым рабочим при постройке судов.9 августа 1742 года небольшой бот длиной 11 метров и шириной около четырех, который также назвали «Святой Петр», спустили на воду. На борту удалось чудом поместить оставшихся в живых 46 человек. 26 августа 1742 года «Святой Петр», наконец, благополучно вошел в Петропавловскую гавань. Строитель спасительного бота Савва Стародубцев, по представлению Свена Вакселя, в 1744 году был возведен в звание сына боярского.
Венок из «лавров»
На Камчатке, где после экспедиции поселились многие ее участники, Стеллер решил обосноваться надолго, чтобы заниматься научными исследованиями. Однажды, противясь произволу местных властей, он самовольно выпустил на свободу 12 арестованных камчадалов. Казачий атаман, представлявший здесь власть, пытался воспрепятствовать этому, но ученый жестоко избил его. После этого атаман написал донос в Сенат, в Петербург, представляя естествоиспытателя бунтовщиком, освобождающим государственных преступников.
Если учесть быстроту почтового сообщения в те времена, то у Стеллера еще оставалось время, чтобы посвятиться науке.К лету 1744 года у ученого накопилось столько коллекций и записей, что он решил поехать в Петербург и опубликовать их. Весной 1745 года он добрался до Якутска, осенью того же года попал в Иркутск. А этим временем почтовые курьеры, переправляясь на плотах через сибирские реки и загоняя казенных лошадей, везли указ об аресте Стеллера.
В Иркутске первооткрывателя Америки арестовали, но прогрессивно настроенный губернатор, который слышал о том, что члены экспедиции Беринга в Петербурге считаются героями, отпустил первопроходца после составления протокола об «отсутствии вины». Весной 1746 года Степлер добрался до Соликамска. Естествоиспытатель решил провести здесь лето, чтобы узнать, как прорастут семена камчатских растений на уральской земле. Совсем недавно в Соликамске было получено все то же постановление об аресте. Степлера схватили, зверски избили и отправили по этапу в 4 тысячи верст обратно в Иркутск. Узнали в Соликамске об оправдательном приговоре несколько месяцев спустя и выслали гонцов с приказом освободить героя.
Но было уже слишком поздно. Могучее здоровье Георга, которое выдержало плавание по северным морям, голод и жажду, девятимесячную зимовку во льдах необитаемого острова, не вынесло побоев жандармов. Ученый умер вскоре после своего освобождения вблизи Сибирского тракта на берегу Иртыша.Алексей Чириков, отправившийся в путешествие молодым и неопытным мальчишкой, выпускником Морской академии, скончался в Петербурге от тяжелых болезней два года позднее, в 1748 году.
Благодарные потомки
Значение исследований и открытий двух путешествий Витуса Беринга (1681-1741) трудно переоценить. Первая Камчатская экспедиция открыла пролив между Азией и Америкой, названный впоследствии Беринговым. Вторая Камчатская экспедиция, вошедшая в историю под названием Великая Северная экспедиция, ознаменовала собой не только открытие русскими Северо-западной Америки, но и начало всестороннего освоения обширных территорий Северо-востока России.В память о русском Колумбе, открывшем Америку, двигаясь с запада на восток, его именем назван не только знаменитый пролив — мечта Петра Первого.
Именем первооткрывателя названа также северная часть Тихого океана, известная под названием Берингово море. Остров, на котором он умер, называется островом Беринга. Командорские острова также названы в честь великого первопроходца.Алексей Чириков (1703-1748), по сути, открывший Америку еще раньше Беринга, в конце жизни — также капитан-командор и выдающийся русский ученый, всегда отличался исключительной скромностью.
Может, поэтому во всех источниках традиционно ему предоставляется «второе почетное место». Однако это именно он сумел представить все открытия экспедиции Беринга на научно-энциклопедическом уровне. Именем Чирикова названы мысы на острове Кюсю, в Анадырском заливе, Тауйской губе и на острове Атту, а также подводная гора в Тихом океане. В 1746 году Алексей Чириков руководил составлением итоговой карты русских открытий в Тихом океане, которой пользовались все мореплаватели мира в течение более ста последующих лет.
Понравилась статья? Подпишись на наш канал в Яндекс Дзене!